Завтра, 12 февраля, в Благовещенской городской Думе пройдут депутатские слушания «Об организации пассажирских перевозок в городе Благовещенске». Начало слушаний в 10.00 в зале заседаний по адресу ул. Ленина 108/2.
На своих слушаниях депутаты планируют рассмотреть вопросы повышения качества транспортного обслуживания населения, развития городского пассажирского транспорта и его материально-технической базы, а также создания условий для обеспечения безопасности пассажирских перевозок.
В Благовещенске приняты нормативные правовые акты, направленные на реализацию полномочий органов местного самоуправления по вопросам создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в муниципальном образовании городе Благовещенске.
На территории города Благовещенска применяются Правила организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на муниципальной маршрутной сети города Благовещенска, утвержденные решением городской Думы города Благовещенска от 22.12.2005 № 9/98, ориентированные на организацию пассажирских перевозок и обеспечения их безопасности. Утверждены долгосрочные целевые программы: «Развитие пассажирского транспорта в городе Благовещенске на 2009—2013 годы» и «Обеспечение безопасности дорожного движения в городе Благовещенске на 2009—2012 годы», направленные на повышение уровня обеспеченности населения города услугами пассажирского транспорта и сокращения количества дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими.
Общественный транспорт города Благовещенска, включает в себя — автобусный, троллейбусный, а также легковой автомобильный виды транспорта.
В городе Благовещенске действующая маршрутная сеть представлена 47 муниципальными маршрутами, пассажирские перевозки на которых осуществляют два муниципальных предприятия «Автоколонна 1275», «Троллейбусное управление» и 110 частных перевозчиков.
Инфраструктура муниципальной маршрутной сети представлена 480 остановочными пунктами. В 2009 году было организовано 17 остановочных пунктов, из них 9 при участии перевозчиков.
На базе муниципального учреждения «Городская диспетчерская служба» внедрен программно-аппаратный комплекс спутникового мониторинга пассажирского транспорта, который позволил на современном уровне организовать управление и контроль за работой пассажирского транспорта.
В городе Благовещенске жителям пенсионного возраста, не имеющих федеральных и региональных льгот, студентам и школьникам оказывается социальная поддержка путем предоставления возможности приобретения льготных проездных билетов. При перевозке таких категорий пассажиров из городского бюджета предусмотрены компенсации транспортным предприятиям выпадающих доходов.
В период 2007 — 2009 годов за счет средств городского бюджета приобретены 71 автобус и 5 троллейбусов (из них 2 троллейбуса приобретено за счет собственных средств муниципального предприятия «Троллейбусное управление»), за счет средств федерального и областного бюджетов — 2 троллейбуса и 6 автобусов, на пешеходных переходах обустроены 20 транспортных светофоров и 2 вызывных светофора, в районах школ и на опасных участках улиц установлены искусственные дорожные неровности, выполнены дорожные ограждения протяженностью более 2,0 тысяч погонных метров, удерживающие устройства, протяженностью 0,1 тысяч погонных метров. В 2009 году состоялось открытие подземного пешеходного перехода по улице Театральной.
Вместе с тем, принимаемые администрацией города Благовещенска меры по развитию общественного транспорта не в полной мере позволяют предоставлять населению транспортные услуги, отвечающие современному качественному уровню, в результате чего имеется ряд проблем и недостатков.
На сегодняшний день наблюдается снижение объемов перевозок пассажиров муниципальным транспортом по причине высокого износа подвижного состава и материально-технической базы предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки. 75 процентов автобусов муниципального предприятия «Автоколонна 1275» имеют срок эксплуатации более 10 лет и подлежат списанию. Ежегодно в автоколонне изнашивается 12 автобусов, поэтому каждый год предприятию необходимо приобретать с учетом обновления до 20 автобусов. Со второго полугодия 2008 года на содержании МП «Автоколонна 1275» находится арестплощадка и два автомобиля-эвакуатора, затраты предприятия на содержание автомобилей и арестплощадки в 2009 году составили 3,5 млн. рублей.
Муниципальное предприятие «Автоколонна 1275» в 2009 году за перевозки по единым социальным проездным билетам недополучило доходов на сумму 14,5 млн. рублей. Кроме того, ставки транспортного налога в Амурской области для транспортных предприятий одни из самых высоких в Дальневосточном федеральном округе. Депутаты Благовещенской городской Думы в декабре 2009 года по данному вопросу обратились в Законодательное Собрание Амурской области с предложением снизить ставки транспортного налога транспортным предприятиям, осуществляющим перевозки льготных категорий пассажиров автомобильным транспортом и городским наземным электротранспортом.
Нерентабельной является перевозка пассажиров по маршрутам имеющих значительную протяженность, связывающих удаленные районы города, сельские поселения — п. Аэропорт, Моховая Падь, Новый, Садовый с. Белогорье и Верхнеблаговещенское с административно-торговым центром города. Бюджетом города предусматривается компенсация выпадающих расходов только по трем маршрутам: №№ 1, 8, 15. Однако, сумма компенсации не покрывает реальных издержек предприятия при обслуживании данных маршрутов. В результате предприятия лишены возможности развивать материально-техническую базу, самостоятельно производить обновление подвижного состава.
В городе Благовещенске необходимо проведение реконструкции 70 процентов существующих остановочных пунктов (устройство заездных карманов, установка скамеек, современных павильонов, установка маршрутных указателей, дорожных знаков, наружного освещения).
Регулярность движения по маршрутам муниципального транспорта составляет 90 процентов, регулярность движения транспорта индивидуальных предпринимателей — 93 процента. Однако, имеют место нарушения расписания движения транспорта общего пользования.
На сегодняшний день остается проблема нехватки водительского состава в транспортных предприятиях и у индивидуальных предпринимателей. По данным индивидуальных предпринимателей требуется порядка 100 водителей, в МП «Автоколонна 1275» — 20 водителей. Низкая заработная плата и как следствие, высокая текучесть кадров (особенно водительского и кондукторского состава) на предприятиях общественного транспорта.
В городе Благовещенске остается проблема обеспечения пассажиропотока в часы «пик» из-за провозных возможностей общественного транспорта.
За девять месяцев 2009 года в городскую диспетчерскую службу поступило 78 жалоб от жителей города на действия водителей маршрутных такси, которые выражаются в грубости, нетактичном поведении в транспортном потоке, движение на красный свет, выезд на встречную полосу, превышение скорости, нарушение проезда перекрестков, курение в салоне, разговоры по сотовому телефону во время движения.
Все эти вопросы и обсудят завтра народные избранники на депутатских слушаниях. Перед депутатами с докладами выступят руководители муниципальных предприятий «Троллейбусное управление» и «Автоколонна 1275», директор МУ «Городская диспетчерская служба», начальник отдела по транспортному обслуживанию населения администрации Благовещенска, исполнительный директор городской общественной организации автопредпринимателей «ФАКС», а также руководители ГИБДД города и области.
По итогам слушаний депутатам предстоит выработать рекомендации по улучшению транспортного обслуживания населения и развитию городского пассажирского транспорта.